Изучаем символику и датали карты: Колесница
Образ для этого аркана заимствован у Элифаса Леви. Уэйт говорит: «Я принял вариант Элифаса Леви». Памела украсила рисунок богатой эзотерической символикой, однако не совсем ясно, есть ли здесь какая-то последовательность, или же это просто для антуража и атмосферы торжественности. В данном случае текст Уэйта расходится с фактическим рисунком. Он пишет, что фигура «держит меч», однако на рисунке в одной ее руке жезл или скипетр, а другая сжата. О других изображенных символах, таких как крылатый жезл и рисунок на щите, Уэйт не упоминает ни слова.
1. Два сфинкса: белый и черный.
Сфинкс — сверхъестественное создание с женскими головой и грудью, львиным телом со змеиным хвостом и с огромные крылья. Он выступал в роли стража и задавал путникам, направлявшимся в Фивы, загадку: „Что ходит на четырех ногах, на двух и на трех, и чем больше ног, тем оно слабее?“ Тех, кто не мог разгадать загадку, он пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: „Человек: рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку“. О У египтян сфинксы, властелины тайн, стояли у входа в святилища, охраняя их секреты и предупреждая входящих, что те не должны открывать высшее знание непосвященным. Давайте посмотрим, что пишет об этих сфинксах и Колесничем Уэйт:
«Его колесницу тянут два сфинкса. Он, прежде всего, олицетворяет триумф ума». «Он есть победа, завоеванная на всех уровнях - в свершениях разума, в науке, прогрессе, в неких испытаниях, предшествующих посвящению. Следовательно, он сумел разрешить загадку сфинкса, и в этом отношении я согласен с трактовкой Элифаса Леви; потому-то и колесницу его влекут два сфинкса. Превыше всего он символизирует триумф разума».
Два сфинкса, подобно колонная Жрицы означает два противоположных начала, и чтоб двигать колесницу, их действия должны быть согласованы Колесничим, у него должен быть контроль. В руках у Возничего нет никаких вожжей - любое продвижение вперед зависит всецело от силы разума и воли. Умение управлять своей волей и разумом.
И в то же время Уэйт особо отмечает, что «если бы он приблизился к колоннам Храма, между которыми восседает Верховная Жрица, то не смог бы развернуть свиток с надписью Тора, как не сумел бы ответить и на заданные ею вопросы. Царский титул персонажа не получен по праву наследования, и сам он не относится к сословию священнослужителей». Это означает, что Колесничий обладает только рациональным и профанным знанием, но не глубинным знанием Верховной Жрицы. Он властвует над земным миром, но не над тонким. Согласно П. Дьелю, сфинкс обладающий как мужскими, так и женскими чертами, - символ разврата и неистовства желаний… которые в своей активной форме всеобщего буйства вырастают в опасность, опустошающую мир … ее может победить только разум. То есть герой карты это тот, кто может держать в узде свои страсти
2. Массивная колесница из серого камня имеет четырехугольную форму, квадрат – символ материи, земного мира. За спиной Колесничего расположен город с башнями. Мы видим цивилизацию и материальный мир; это тот самый мир, который завоевал Колесничий. Уэйт называет Колесничего «победоносным героем». Он также говорит, что Колесничий может управлять только земным планом, но не духовным. «Его победы внешние и явные, но не внутренние».
Еще одна яркая аллегория про Колесницу, на этот раз из восточной философии. Человек подобен колеснице, запряженной пятью лошадьми. Пять коней - это чувства, вожжи - это ум, разум - это возница. Душа (сознание) находится в колеснице как седок. Если колесница плохо управляется, это путешествие становится опасным для седока. Если возница не знает интересов седока, то седок (душа) становится лишним в этой колеснице тела. Так как его желания игнорируются, то он страдает на протяжении всего жизненного пути".
3,4. Навес, украшенный звездами и лавровый венок со звездой. Памела украсила навес звездами, поэтому он напоминает небо. Харолд Бэйли пишет о символике звезды в целом так: «звезда редко имеет лишь одно значение – она почти всегда указывает на множественность… это силы духа, сражающиеся с силами тьмы». Лавровый венок – символ победы.
5. Эмблемы или украшения в виде полумесяцев. Уэйт сообщает, что «плечи героя-победителя предположительно украшают Урим и Туммим. Что это такое?
В Ветхом Завете неоднократно упоминаются (но не описываются) загадочные предметы урим и туммим, находящиеся в руках первосвященника. Считается, что с их помощью можно было, ни много ни мало, спрашивать и непосредственно узнавать волю Божью касательно народа и всех сторон его духовной, хозяйственной и военной жизни. Впервые урим и туммим встречаются в книге Исход, в главе 28, посвященной описанию облачения священнослужителя. Известно, что они были элементами «наргудника», той части облачения, которая надевалась на грудь и была «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, т где в золотых гнёздах находилось 12 разных драгоценных камней, по числу колен Израилевых.». Как именно выглядели эти чудесные предметы, неизвестно. Урим и туммим исчезли после падения Израильского Царства и Вавилонского пленения иудеев вместе с Ковчегом Завета и другими святынями.
6, 7. Осталось разобрать что за странные символы изображены на самой колеснице. Первый символ напоминает изображение лингама и йони, мужского и женского начала, над ними – крылатый солнечный диск – знак солярного божества. Символ лингама-йони под крылатым солнечным шаром напоминает рисунок, которое мы видим на Двойке Чаш, где также изображены крылатая фигура и соединение мужского и женского начал. Поэтому не удивительна, что эта Колесница показывает сильное влечение и страсти в соответствующем контексте )
Составила Елена Морено